Ольга Васильева 9 января 2018

История имбирного пряника неоднозначна. Разумеется, серьезных исторических исследований, посвященных именно имбирному прянику, мы не встретим, но в рамках истории быта конкретных народов упоминания найти можно.

Мы столкнулись с несколькими вариантами происхождения имбирного пряника, в которых разнятся страны происхождения и даже века.

Имбирный пряник завезен в Европу монахом Григорием Макаром в 992 году. Монах прожил во Франции 7 лет и научил европейцев искусству выпечки пряников. Умер он в 999 году.

Пряник в первоначальном виде появился в Древнем Египте. Чтобы выпечка хранилась дольше, египтяне добавляли в нее мед. Первым же стал добавлять имбирь в выпечку монах по имени Патрик, используя специи, попавшие в монастырь после крестовых походов. Далее автор поведал о том, что имбирный пряник по классическому рецепту впервые приготовили в городе Макет Дрейтон графства Шропшир, где в честь этого события на въезде в город была установлена табличка с приветственным словом в виде пряника.

В XIII веке имбирный пряник был привезён в Швецию иммигрантами из Германии. В XV веке в Германии была образована гильдия мастеров, контролирующих создание имбирных пряников. Находки из Вадстенского аббатства показывают, что в Швеции монахини использовали имбирное печенье для борьбы с расстройством желудка.

Также существует легенда, что в XII веке английский монах случайно добавил в тесто специи. Монаху стало жаль выбрасывать испорченное тесто, и он вылепил фигурки и отправил в печь. Так появились известные нам имбирные пряники. К сожалению, достоверных источников о происхождении имбирных пряников в интернете мы не найдем, а специальная литература будет интересна только узкому кругу лиц. Однако мы рассмотрели точки зрения, которые находят свое отражение в статьях разных авторов. Со временем каждая страна адаптировала рецепт пряников под свои национальные особенности. Так появились уникальные традиционные рецепты, например, английские пряничные человечки.

Ольга Васильева 8 января 2018

Нет, это не сборники рецептов печенья и тортов, как могло бы показаться на первый взгляд. Это подборка книг, где герои так или иначе говорят о выпечке, едят печенье или другие сладости, а также любят их, как и все мы.

Стивен Кинг «Банка с печеньем» (рассказ)
Дед рассказывает правнуку волшебную историю, делится воспоминаниями детства и банкой печенья, наполненной волшебством...

Джоан Харрис «Шоколад»
Сонное спокойствие маленького французского городка нарушено приездом молодой женщины Вианн и ее дочери. Они появились вместе с шумным и ярким карнавальным шествием, а когда карнавал закончился, его светлая радость осталась в глазах Вианн, открывшей здесь свой шоколадный магазин. Каким-то чудесным образом она узнает о сокровенных желаниях жителей городка и предлагает каждому именно такое шоколадное лакомство, которое заставляет его вновь почувствовать...

Мюриель Барбери «Лакомство»
Знаменитый дегустатор и кулинарный критик на пороге смерти пытается вспомнить тот дивный вкус, который ему хочется ощутить в последний раз. Он перебирает в памяти свои вкусовые ощущения с раннего детства, от самых простых до самых экзотических, и каждый его внутренний монолог - это подлинный праздник вкуса, исполненный поэзии. В конце романа ему все же удается вспомнить то забытое лакомство, и это - полная неожиданность для читателя...

Чарльз Диккенс «Лавка древностей»
Таинственная, фантастическая история, в которой черты реализма переплетаются с мотивами народной и литературной сказки. Проходят времена и века - а маленькая Нелли и ее дед, нищий мечтатель, по-прежнему бредут сквозь ветер, дождь и туман бесконечных дорог викторианской Англии...

Лора Флоранд «Француженки не любят сказки»
Джейми Кори, наследница огромной шоколадной фабрики, приезжает к сестре в Париж и тут же вносит раздор между лучшими кондитерами Франции. Она заводит романтическую связь с талантливым шоколатье Домиником Ришаром, известным смутьяном и главным соперником Сильвана Маркиза, возлюбленного ее сестры. Джейми знает – от семьи скрывать роман долго не удастся. Но не это самое страшное! Семья Джейми не прочь выманить у Доминика несколько рецептов, ведь его сладости имеют поистине чудесный вкус. Что же он скажет, когда узнает ее фамилию? Оттолкнет? А ведь Джейми, кажется, влюбилась…

Лора Флоранд «Француженки не крадут шоколад»
Восхитительный, нежный, соблазнительный шоколад, такой разный и такой неизменно желанный! Американка Кэйд Кори трудилась над изготовлением этого чуда высокой кулинарии с детства, унаследовав семейную империю «Шоколад Кори» по праву рождения. Единственное, что предки не смогли ей передать, – это вдохновение. А поскольку Кори привыкла получать все лучшее, она отправилась в Париж к знаменитому шоколатье Сильвану Маркизу. У нее есть крайне заманчивое предложение для него. Но если он не согласится ее учить и если старинные французские рецепты не удастся купить, то она найдет другой способ их позаимствовать…

Мария Парр «Вафельное сердце»
В год из жизни двух маленьких жителей бухты Щепки-Матильды - девятилетнего Трилле, от лица которого ведется повествование, и его соседки и одноклассницы Лены - вмещается немыслимо много событий и приключений - забавных, трогательных, опасных... Идиллическое житье-бытье на норвежском хуторе нарушается - но не разрушается - драматическими обстоятельствами. Но дружба, конечно же, оказывается сильнее!

Арундати Рой «Бог мелочей»
Книга рассказывает о зажиточной индийской семье, жизнь которой раз и навсегда меняется в один судьбоносный день 1969 года. Приезд младшей двоюродной сестры Софи сотрясает мир семилетних близнецов Эсты и Рахель и приводит к случайным — и неслучайным — трагическим последствиям, которые учат их тому, что все вокруг может внезапно принять новые, уродливые формы и даже навсегда замереть на месте, — и лишь река будет продолжать нести свои воды…



Ольга Васильева 8 января 2018

Ни для кого не секрет, что печенье - лучшее дополнение к чаю, а чай герои книг любят, как и упомянуть печенье. Мы приготовили подборку цитат, которые не оставят никого равнодушным.

«Тысяча галлонов чая и пятьсот печений - вполне достаточно для одной дружбы»
Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»

«Даже злейшего врага непременно приглашают в дом и угощают чаем с печеньем»
Т. Пратчетт «Эрик, а также Ночная Стража, ведьмы и Коэн-Варвар»

«Масло и пряности в печенье находятся в такой пропорции, что можно съесть сотню, и только потом, когда уже слишком поздно, обнаружить, насколько тебе плохо»
П. Хёг «Смилла и ее чувство снега»

«Когда есть печенье, для конфликтов остается меньше места»
Ф. Бакман «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»

«Если окажется вдруг, что идеально круглое печенье не делает мир лучше, хватит ли у меня когда-нибудь мужества закрыть на это глаза?»
Л. Санди «Печенье на солоде марки «Туччи» делает мир намного лучше»





Ольга Васильева 29 ноября 2017

В прошлый раз мы говорили о печенье в Древнем Риме, а сегодня поговорим о печенье в Древней Руси. На Руси печенье было очень распространено, так как оно делалось из простых продуктов, доступных крестьянам.

Многие праздники на Руси были непосредственно связаны с религией. Немаловажно, что религиозные праздники являлись знаком: «Сегодня можно не работать», поэтому праздники для крестьян – явление как духовное, так и кулинарное – в эти дни проходили застолья.

Широко известны колядки (колядашки, козули, крендельки, коровки, калитки, преснушки). Для современных людей колядки – это рождественские песни и стихи от детей, которые стучатся в двери и хотят получить сладости. На Руси колядки – это кушанье, обрядовое печенье, которое готовилось на день зимнего солнцестояния, Новый Год и Святки.

Такое печенье готовили из пресного теста (ржаная мука, иногда пополам с пшеничной, 2 стакана муки, 1 стакан жидкости, соль). Такому тесту давали отдохнуть, раскатывали в жгут и резали на равные части, затем скатывали в шарики и из них получали тонкие лепешки. В лепешки клали начинку из ягод или картофеля, а затем выпекали. Есть и другая вариация такого печенья – из теста делали жгутики, а из жгутиков выкладывали различные фигурки.

Готовое печенье можно повесить на елку в качестве украшения, дарить друзьям, давать детям играть в качестве игрушки. Удивительное свойство – печенье не портится и его можно есть спустя год после приготовления!

Печенье «Кресты» - обрядовое печенье, которые готовят на Крещение. Его нужно было есть 19 января утром натощак, а затем запить холодной водой. Кресты служили предметом суеверий. Если крест хорошо пропекся, то он принесет здоровье и успех. У человека, который съел такой крест, можно было целый год искать заступничества и сочувствия. Непропекшийся или горелый крест сулил печаль, душевные травмы и болезни. Неудачные печенья хозяйка должна была скормить птицам - небесные создания избавляют от горя.

На Благовещенье и Пасху выпекали «Жаворонков» - обрядовое печенье в виде птиц или солнца. Такое печенье давали детям, которые бежали с ним на улице, где своими криками должны были ускорить приближение весны. Готовится жаворонок просто: жгут теста нужно завязать в узел, а затем вылепить головку, вставить изюминки-глаза и сделать надрезы-перья.

На сороковой день после Пасхи пекли «Лестницы» (лесенки, лесеньки, лествицы). Люди считали, что такое печенье облегчает дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения. В ряде случаев это печенье могло выполнять поминальную функцию. В некоторых губерниях печенье-лестницу носили в 40 день в церковь как символ "лествицы испытаний", которые, по народным представлениям, душа должна была пройти на пути в рай. В богатых семьях заказывали панихиду, которую служили во дворе дома покойного.

Лестницы использовались для гадания. Так, человек должен был сбросить «семиступенчатую лесенку» с колокольни и посмотреть, сколько ступенек разбилось. Если печенье осталось целым, то у человека нет грехов, и он попадет в рай. Если разбилось несколько ступенек, то он будет находиться на более «низком» небе. Если печенье разбилось на множество кусочков, то человек не попадет в рай.

Таким образом, печенье и религия в Древней Руси были неразрывно связаны. Печенье выполняло обрядовые функции и было различными символами для народа

Ольга Васильева 27 ноября 2017

Вокруг Древнего Рима складываются многочисленные мифы и легенды, историки давно изучают каждый факт римской истории под микроскопом. Мы же опустим многочисленные политические хитросплетения и обратимся к самой приятной и вкусной истории – истории печенья в Древнем Риме.

Быть гражданином Древнего Рима было почетно. Помимо получения различных демократических прав человек не имел проблем с питанием, даже бездомные всегда были обеспечены хлебом, водой, развлечениями и иногда деньгами. Что же говорить о богатых – они без стыда предавались чревоугодию.

Во времена раннего периода Древнего Рима хлеб, лепешки и печенье были не распространены, но уже со II века до н.э. в северных провинциях империи начали выращивать рожь и овес, что положило начало появлению общественных пекарен. Мучные изделия мгновенно приобрели популярность как среди бедного населения, так и среди богатого.

Прообразом печенья в привычном понимании являлись пресные лепешки. Их готовили в печи, которую накаливали до 220 градусов, а затем давали остыть, чтобы лепешка затвердела. Чаще всего перед употреблением лепешки размачивали. Для приготовления таких лепешек не всегда нужна была печь – тесто клали прямо на пепел очага в походном лагере.

В хлебных лавках можно было купить разнообразные изделия: белый пшеничный хлеб из муки тонкого помола, белый хлеб среднего качества из более грубой муки, черный твердый хлеб из муки грубого помола – с латыни название черного хлеба переводится как «народный», или «плебейский».

И, наконец, мы поговорим о сладком. Древние римляне пекли печенье, используя специальные формы для печенья в виде колец, пирамид, венков, кренделей, ракушек, свиней, зайцев или других животных, цирковых сцен и даже Медузы и бога Приапа. В печенье добавлялись изюм, сыр или миндаль, а также различные специи.

Известное итальянское печенье бискотти тоже родом из Древнего Рима. Во время пира в зажиточных домах готовили конфеты из миндаля, которые покрывали глазурью с медом и специями. Бедные люди также хотели угощаться сладким за скудным столом, поэтому со временем конфеты превратились в миндальное печенье, которое было доступно всем.

В следующем посте мы продолжим рассматривать путешествие печенья во времени и пространстве и узнаем, как готовили печенье в других странах на протяжении всей истории.